pavel_sviridov (pavel_sviridov) wrote,
pavel_sviridov
pavel_sviridov

Categories:

За кулисами цирка

Предупреждаю: не стоит просматривать это видео детям и лицам с расстроенной психикой. Возможны душевные травмы. Девушка -волонтер Центра защиты прав животных устроилась в цирк уборщицей и поставила там скрытую камеру.Все человекообразные"герои" видео - Заслуженные артисты России, Росгосцирк. Главный "герой" - Мурад Абдуллаев. Работает в цирке на Вернадского. Москва. Всмотритесь в глаза кенгуру в заключительных кадрах первой части. А потом ответьте себе на вопрос. На тот, который у вас возникнет при просмотре.


Этот фильм рекомендуется к просмотру детям:




Я всегда любила животных. Наверно, они были одним из основных интересов в
жизни. Мне было хорошо с животными, и я испытывала по отношению к ним положительные эмоции.
Я помню, что первые самостоятельно прочитанные книги были о них, в том числе и книга Дуровой, в которой она описывала, как живет и дружит вместе со своими подопечными - лисичкой, шимпанзе (если не ошибаюсь).

Хотя я и знала о страхе и неприязни некоторых людей к животным, но на основе собственного восприятия их как друзей, а также из прочитанных книг, у меня больше складывались идиллические представления о дружбе дрессировщиков со своими животными.
Где я еще могла увидеть в городе других зверей, кроме кошек и собак? Конечно, в цирке. Поэтому, да, я из тех детей, кто любил цирк за возможность просто увидеть животных.
Потом все эти детские представления, конечно, подзабылись...

А потом, в студенческие годы, я попала за кулисы саратовского цирка.
Один из самых врезавшихся в память моментов там - медведица, сошедшая с ума, подпрыгивающая с размеренностью маятника, отталкивающаяся ногами от дна клетки и бъющаяся головой о ее низкий потолок. Как шарик пинг-понга. Только размеренное бум-бум-бум часами…
Клетки в медвежатнике (он же слоновник) там были примерно 1,5 х 1,5 х 1,5 м. Такие, что медведи не могут даже выпрямиться в полный рост, имея возможность только поворачиваться вокруг своей оси.
Там же видела слониху, прикованную к настилу пола полуметровой цепью, позволяющей ей делать только шаги вперед и назад. Ни солнца, ни неба, только голые серые стены вокруг. И так всю жизнь.

Однажды мы пришли с однокурсницей, но на вахте нас попросили подождать немного, мол, там сейчас расстреливают медведя, за то, что он напал на дрессировщика...
Я все-таки прошла потом в медвежатник...
Там помощник по уходу за животными с радостью в голосе за нежданную халяву предложил поучаствовать в приготовлении шашлыка из только что застреленного медведя.... За которым он до этого ухаживал...
Чувства и мысли: дрессировщики - преступники, люди - вас обманывают!
Сочетание несочетаемого: относительно мирное существование вокруг цирка, улыбки в нем и, вместе с тем, отчаяние и мрак, что царят в помещениях для животных. Часто пьяные служащие по уходу. Редко заходящие к ним "друзья-товарищи-родители" - дрессировщики. Тоска, сумасшествие, бесцельное топтание животных на двух метрах пространства клетки... Шок.
Там же я услышала историю о страусе, погибшем при перевозке. Ему, любопытному от природы, отрезало голову дверцей вольера, шатающейся при движении поезда, настолько халатным было отношение к условиям его содержания.

Через несколько лет, уже став по этическим соображениям веганом, я участвовала в проведении семинара по биоэтике. Взяла тему развлечений с животными, так как она больше подходила мне и я могла лучше ее донести до окружающих, поделившись личным опытом. Тогда, начав подбирать информацию, я задумалась о поиске доказательств. Ведь мало сказать "я видел".
Когда "ВИТА" планировала создание фильма о цирках, желание иметь доказательства стало еще более насущным. В сети же мне попадалось очень мало видео, фото на эту тему, да и те сделаны в других странах,где еще остались цирки с животными.
По России же такого совсем не было. Мысли: "была бы у меня тогда, в Саратове, камера, и что сделать теперь, чтобы попасть за кулисы и заснять действительность".

Мне повезло, я устроилась уборщицей. Первый рабочий день пришелся на день нашей акции против цирков - сразу после акции бегом в цирк...

Странно было жить двойной жизью. Солнце, небо, люди на улицах и другой работе с поверхностными проблемами, суетой или скукой, а с другой стороны - обман, клетки, крики животных, замкнутое пространство, из которого нет выхода. Думаю, что для "той" стороны, цирковой, эта жизнь, наоборот, была нормальной и естественной.

Во время первой программы невыносимо тяжелая атмосфера концлагеря (тяжело это передать словами). Давящая. Жизнь в концлагере в 21 веке. С радостью и улыбками вокруг него.
Тяжело давался обмен приветствиями с дрессировщиками, когда вчера, приехав из цирка, просматривала запись с криками обезьянки Джонни.

Кроме ожидаемого мрака клеток, в первые же дни работы - крики обезьян за стеной во время дрессировки, которую лучше меня опишет снятое видео. Молодые обезьяны, новички, только начинали проходить первые этапы дрессировки. От приручения до трюков.
Безразличие дрессировщиков и помощников к боли животных, видно, что это уже привычная рутина. Перед началом очередной дрессировки Джонни - осмотр следов после вчерашних побоев, прощупали все ли цело, и… по новой - насилие, побои, крики Джонни от боли, мат дрессировщика...

В то же время были и рассказы обслуживающего персонала о жизни цирковых животных. В первый же день несколько человек решили меня удивить: " Мы тебе расскажем о животных тут. Тяжело им. Не зря за границей "зеленые" выступают против, и там с животными запрещают в цирках выступать". В завязавшемся общем разговоре на эту тему рассказали и о том, как пытаются убегать отчаявшиеся животные... Однажды убежала медведица, побежала от преследователей наверх, пытаясь от них скрыться, хотела выпрыгнуть в окно на второй этаже... И таких случаев побегов медведей мне рассказали несколько.
Одна рассказала, что приехал тот же дрессировщик с обезьянами, что и в прошлом году, и она видела, как одна обезьяна от него убежала, и он ее бил, визжащую...

И в этом году, после побегов обезьяны Джонни( как можно видеть на видеозаписи), жестоко доставалось и ему, и упустившему его.
Звери, особенно на первых этапах дрессировки, стараются сбежать, скрыться или укусить своих "друзей"-дрессировщиков. За что часто бывают наказаны побоями. Так били Кузю и Джонни, обезьян-новичков.

Рассказали, как дрессировщик "обучал" медведицу: подвешивал за задние ноги на цепь, поднимал и бил. (Тот же самый метод, что с Джонни, только обезьяну вместо цепи достаточно было удерживать за хвост.) Так научил стоять ее вниз головой на передних лапах на поднимающейся высоко вверх тоненькой перекладине. Именно этот трюк вызывал бурю восторгов и аплодисментов зала.

Но, как я могла увидеть, несмотря на многочисленные случаи жестокости, люди, обслуживающие цирк, в основном, не смотрят глубоко, мало анализируют, не видят всю причинно-следственную цепь страданий животных, не делают выводы. В одном случае "жаль", а в другом умиляются.

После первого представления уборщицы умиляются животным: "Лизонька - как она танцует, не отводит глаз от дрессировщицы", "как она смотрит... умница... ловит рыбку". Им не понятно, что Лиза голодна, и следит за дрессировщицей именно потому, что та для нее как спаситель, бог, дарящий эту вожделенную рыбу ( в отличие от естественных условий, дохлую), в случае "если будешь слушаться".

Козы им не нравятся, потому что слишком естественно себя ведут - бродят, плохо слушаются.
Они постоянно умиляются животным. Ценят номер, если он насыщен ими, рассказывают, как понравилось их знакомым. Одна сказала "я люблю животных, я люблю цирк". В их ощущениях это - синонимы. Мы говорим, что люди любят цирки с животными, потому что не знают правды. Но они находятся так близко, что могли бы ее знать при желании.

Шоу с животными построено на эксплуатации чувства зрителей - любви к животным. Мы любим любоваться животными. И для выуживания денег нам подают такую возможность. Для того, чтобы нас не мучала совесть, создаётся иллюзия приятной атмосферы, товарищества, взаимопонимания, дружбы, "разумного", добровольного артистизма: различными вдолбленными трюками нам внушается, что животные - артисты, им нравится выступать, и они сознательно выполняют номера.
Так, специально вкрапляются трюки, создающие иллюзию свободной воли животного - вот дрессировщик просит выполнить одно действие, а животное, якобы, хулиганит или боится, и делает что свое, но потрясающе смешное для зрителя. Но это, якобы своевольное действие тщательно вбито многодневной дрессировкой .
По сравнению с увиденными мною номерами людей-артистов, номера с животными даже атавизмом не назовешь, настолько они жалки и убоги.

Несмотря на то, что я видела и дрессировщиков, не бьющих на репетициях животных, даже они никогда не могут избежать жестокости в виде заключения своих "любимых детей" в тесные клетки, в которых они находятся сутки напролёт. Невозможно в условиях цирка обеспечить животных нужными для них условиями. Даже якобы гуманные дрессировщики никуда не денутся от пробуждающихся инстинктов животных. Становясь половозрелыми, их подопечные все больше выходят из-под контроля, становятся менее управляемыми (из-за чего в цирках предпочитают молодых животных). Также будут страдать от нереализованной природной необходимости в движении, в получении информации, и будет нарушаться психика, развиваться стереотипное поведение, каким бы гуманным дрессировщик не был.

Цирк не в состоянии обеспечить хоть сколько-нибудь широкие вольеры для всех животных сразу, учитывая, что в одной программе часто участвуют по несколько десятков животных одновременно.
Животные ютятся в маленьких клетушках (за редким исключением - бассейн для морской львицы Лизы +- 7*3м; вольер для львов Гончарова). Иногда в тесной комнатке между гримерок (мелкие животные), иногда в помещениях внизу без всякого доступа к солнечному свету. Мрачные стены, среди которых наставлены клетки или поставлены загородки.
Клетка для медведей примерно 1,5 х 1,5 х 1,5 м (животное не может даже полностью выпрямиться). Клетка, разумеется, без всяких приспособлений для развлечения животных. Для кошек - 1*2*1 метра примерно на десяток кошек, в клетке нет ничего кроме полки и лотков.
Обезьянам - 0.8 х 2 х 1,5 метра - тоже - пустые клетки, без оборудования.

Как объяснил мне знакомый цирковой ветеринар, клетки у медведей специально всегда делаются такими маленькими, для того, чтобы медведя было легче, безопаснее "брать" при выходе на манеж. Так как они считаются самыми опасными животными, на которых нужно умудриться еще одеть намордник...

В этих клетках животные проводят все оставшееся от репетиций, дрессировки и представлений время - примерно по 23 часа в сутки. Смотря сколько представлений в день. Учитывая, что номер с животным может занимать до 15 мин и, примерно, за 30 минут до начала их выводят, либо приковывая на короткие цепи (обезьян, медведей), либо вывозя их в еще меньших клетках, чем постоянные. Можно представить, что творится с ними в дни каникул с тремя представлениями в день. И это их единственное развлечение - повторяющийся, выполняемый на протяжении всей жизни один номер, одно и то же действие. Которое для животного не имеет смысла, кроме того, что после его совершения их, наконец, покормят. Конечно, зрители могут сделать вывод, что некоторые животные с охотой выходят на манеж. Ведь мы не задумываемся, что же они имеют кроме этого максимума 15 минут на 13 метрах манежа...

И посторонний зритель не поймет насколько голодно животное. Всегда один из методов дрессуры - голод, а вовсе не "пряник". Сытое животное работать просто не будет, у него будет недостаточно стимулов, придется еще больше применять болевые методы. Но голод трудно доказать, наблюдая со стороны.
Если только не что-то неординарное. Морская львица Лиза , оставленная на попечение сына хозяйки-дрессировщицы, похудела так, что выпирали кости, а это не является нормальным для таких морских животных. Она крайне неохотно подчинялась дрессировщику и выполняла на арене трюки, требуемые от нее. За что, я думаю, ей урезали паек, чтобы хоть как то держать ее в подчинении, мотивировать ее голодом. Ведь на представлении перед зрителями невозможно применять силу, чтобы не разрушить иллюзию свободной воли "актера". Но, даже несмотря на голод, львица пару раз кусала дрессировщика.

Голод и страх - единственная мотивация подчиняться, выполняя раз за разом, на протяжении всей жизни, одно и то же заученное наизусть действие.

То, что было в саратовском цирке, я увидела и здесь. Кто-то может сказать, что эти случаи, что я видела, исключения из правил, что это данный цирк плохой или руководитель. Но я проработала и при смене руководства и могла видеть, что ситуация никак не изменилась. Кроме того, дрессировщики постоянно гастролируют из одного цирка в другой. Сегодня они выступают здесь, а через месяц едут дальше и выступают в считающихся самыми престижными цирках по всей России. Идет постоянная смена трупп, поэтому нельзя сказать, что жестокость присуща какому то одному из цирков.

Никакой гуманный дрессировщик не сможет существенно облегчить тяжесть и риск перевозки, которая может длиться не один день, что противоестественно для животного.
Были рассказы от приехавшей труппы и о гибели животных при транспортировке. Так погибли недавно бегемоты в трейлере. Погиб целый фургон цирковых собак при аварии. И этой информации не попадалась в прессе. Я думаю, таких случаев немало, просто их стараются, по возможности, не выпускать "за пределы" цирковой среды.

Думаю, "выросшие в опилках" дети дрессировщиков с рождения привыкают к такой жизни, считают нормой заточение животных в клетки ради своего заработка. С детства начинают работать на манеже, поэтому чаще следуют по стопам родителей. Говоря о любви к животным, подменили понятие слова "любовь" другим, которое можно определить только выражением "поиметь"... Ни один, находящийся в здравом уме любящий человек, друг или родитель - а ведь дрессировщики так часто называют своих зверей детьми - не станет заключать своего любимого ребенка в клетку на всю его жизнь.
Отношение к цирковому животному - как к машине, за которой нужен уход, пока она выполняет требуемые от нее действия и приносит пользу - прибыль.


Но, несмотря на весь трагизм закулисья, и в российский цирк проникают мысли о жесткости номеров с животными. Так, в общей куче восторженных отзывов зрителей, развешанных за кулисами, мне встречались и листочки с надписями " как же жаль животных..."
Я думаю, информация, хоть и медленно, но доходит и будет доходить до российского общества. Я уверена в сострадании большинства людей. Показывая изнанку цирка, мы даем людям возможность задуматься, попробовать поставить себя на место животных, которые также могут испытывать боль, грустить, имея те же основные потребности, что и люди...

Сотрудница "Виты" ХХХХХХХ.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →