?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Однажды к Эрнеcту Резерфорду, президенту Королевской академии, обратился коллега за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба — преподаватель и студент — согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда. Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?».
Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания».

Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислите высоту здания».
Тут Резерфорд спросил своего коллегу преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили открыть их.

— Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, — начал студент. — Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

— Неплохо, — сказал Резерфорд. — Есть и другие способы?

— Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

— Если вы хотите более сложный способ, — продолжал он, — то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

— Наконец, — заключил он, — среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания»

Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления, который не всегда приемлет не стандартных решений.

Студент этот был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
marfa60
Feb. 15th, 2013 10:08 am (UTC)
а какой "общепринятый" ответ?
пожалуйста
dron_ap
Feb. 15th, 2013 10:19 am (UTC)
Вычислить по разнице давления
marfa60
Feb. 15th, 2013 11:40 am (UTC)
Спасибо!
:)
bivertakoy
Feb. 15th, 2013 10:09 am (UTC)
Спасибо;-)
ibo0204
Feb. 15th, 2013 10:45 am (UTC)
даже наука бессильна перед сильной волей:)
Когда однажды на пустынной полевой дороге я бросил камень в очень далеко стоящий телеграфный столб и против всякой вероятности попал в него, Бор заметил: «Попасть с прицела в столь далекий объект, разумеется, невозможно. Но если наберешься наглости, не целясь, бросить камнем в том направлении и одновременно вообразишь себе абсурдную возможность, что попасть все-таки можно, то пожалуй, что-нибудь и получится. Представление о возможности чего-либо может оказаться сильнее, чем упражнение и воля».
Из воспоминаний Гейзенберга.
Zhanna Geldnumero
Feb. 15th, 2013 11:07 am (UTC)
В школе 80-90 годов меня "вымораживало" преподование иностр. языков : тупо заставляли учить коммунистическо-военные тексты. А на уроках лит-ры меня так и подмывало спросить какие отриц. качества есть у героя Ленина,нам ведь говорили у героя есть отриц. и полож. качества. Помню как на уроке русского языка дали задание написать рецепт приготовления. Ха-ха, одна девочка написала рецепт покраски яиц на Пасху. ОООООО, сколько вони было. Было собрано собрание по этому поводу и началось давление на 13 летних детей. В отмеску дети намазали доску парафиновой свечой и учительница не могла писать на ней, довела она себя до бешенства так , что мы очень испугались. Собрание было по поводу того как кое кто так очищал 2 копеечную монету до блеска ластиком, что она становилась похожа на 10 копеечную и за нее можно было уже купить булку в буфете.Когда ученика спросили зачем он это делал , был гениальный ответ : "Это маме на монисто (украшение на шею из монет)" Кто-то принес ртуть и начищал монету и из желтого она становилась белой. Когда началась череда "помираний" генсеков, меня поразило то, что когда умер Брежнев, некоторые плакали и ждали войны с США. Меня удивило почему плачут по Брежневу ? Ну умер и умер, старый ведь был. Надоедало это лебединое озеро и то что в связи с трауром отменяли все мультики...и так почти каждый год в течении 3-4 лет.
a_lirika
Feb. 15th, 2013 12:21 pm (UTC)
О Ленине
Larisa Mihaylova
Feb. 18th, 2013 12:15 pm (UTC)
Очень красиво написали, ув. Жанна, спасибо.
Zhanna Geldnumero
Feb. 15th, 2013 11:10 am (UTC)
вообщем то кто творчески мыслил и слушал между ушей школьную программу в основном сейчас живут в США или в Европе.
trevnoel
Feb. 15th, 2013 11:16 am (UTC)
Если это точно пересказанная история, то можно заключить, что Нильс Бор не умел рисовать, иначе он начал бы с самого простого способа.
by_aguane
Feb. 15th, 2013 12:25 pm (UTC)
занятно.
ob5
Feb. 15th, 2013 12:25 pm (UTC)
Бор был человек с прекрасными душевными качествами.
popozoglo
Feb. 15th, 2013 12:48 pm (UTC)
Да, именно так и разглядывают будующих великих ученных.

Не стандартное мышление, умение решить задачу более чем 1 одним способом и прочее.

Есть случай на наблюдательность, не помню кто спрашивал у студентов:
- кол-во ступеней в пролете.
- Какие деревья растут перед зданием где студент сдает экзамен и прочие...

Это наблюдательность + память, тоже не мало важные кач-ва.
gatta_bianka
Feb. 15th, 2013 03:30 pm (UTC)
Супер!
fedorov_andy
Feb. 15th, 2013 09:07 pm (UTC)
офигенско!!! Спасибо за урок!!!
litvak_vit
Feb. 16th, 2013 02:51 pm (UTC)
Поучительная и красивая история.
creme_royale
Feb. 16th, 2013 04:27 pm (UTC)
Замечательная история о неординарном человеке!
kosyakov
Feb. 18th, 2013 05:55 am (UTC)
Однозначно Бору — кол
У меня Бор бы однозначно получил двойку потому, что невнимательно прочитал задачу: в задаче есть только один измерительный прибор — барометр. А все другие его способы требовали других измерительных приборов — линейки, секундомера и т.п.

Стандартного мышления не существует. Поэтому попытки решать задачу "нестандартно" у меня вызывают раздражение. В данном случае Бор выпендривался, а не решал задачу. Мне это не интересно. Решить задачу самым простым способом, в данной конкретной ситуации — вот это уже достаточно круто. Этим и надо гордиться. Я понимаю, что шаблоны мышления иногда мешают решению задач. Для того, чтобы отделять образованных от "надрессированных" я использую несколько несложных бытовых задач.
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow