?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

   Гендиректор Агентства журналистских расследований "АЖУР), писатель Андрей Константинов в программе «Итоги недели» высказал свою точку зрения на реплику Константина Райкина и происходящее в стране, подвергнув критике государственную политику в сфере культуры и президента Владимира Путина. Расшифровка его выступления опубликована на сайте "Фонтанки".



В России маниакально-кретинская цензура

Константин Райкин – не мой кумир. Эстетика театра «Сатирикон» – не моя. Я знаю, что в профессиональной среде его ценят, уверен, заслуженно. Он – колдун, судя по тому количеству магической энергии, которое я в нем ощущаю. Но просто цвет этой магии – не мой любимый цвет. На многие вещи в жизни мы с ним смотрим по-разному. Он ближе к либералам, я от либералов стараюсь быть подальше. Совершенно неважно, как я к этому отношусь. Потому что при всех наших разных взглядах, под каждым словом, которое он сказал, я готов подписаться. Он сказал достаточно очевидные, абсолютно здравые вещи. Из серии «Волга впадает в Каспийское море». Это очевидно любому не взбесившемуся человеку, который имеет навык критического отношения к действительности.

Знаете, что это больше всего напоминает? Казус Парфенова, который на вручении премии Влада Листьева шесть лет назад, волнуясь, толкнул прокламационную речь. Там тоже не было ничего такого. Он не призывал выходить на улицы или свергать власть. После этой речи Парфенов был мягко репрессирован. То, что говорил Райкин важно, потому что он сформулировал вещи простые, но важные, про «здесь и сейчас». Я думаю, Райкин говорил не только о театре. Потому что пресс-секретарь Песков, реагируя на его реплику, сказал: «А кто Райкину что запрещает делать в «Сатириконе»?». Я думаю, что это лукавство, причем злонамеренное. Потому что Песков – не такой дурак, чтобы не понимать, что речь идет о более общих вещах. Был бы дураком, не было бы у него таких часов и такой Навки. Просто он скользкий, как налим.

Так дело-то не в «Сатириконе». Райкин говорил в целом об атмосфере в нашей стране сейчас. Райкин очень четко дал оценку атмосфере в нашей стране сейчас. Атмосфера ужасная, затхлая, в которой причудливым образом сложилась такая странная комбинация запахов, которые, перемешиваясь, дают какой-то невообразимый эффект. Это запах плесени, ладана, скисших щей, казарменного гуталина, гламурно-прошмандовочного парфюма и чекистской параши, в которую кровью блюют с 37 года не переставая. В такого рода атмосфере мало что хорошего может родиться. Мы ждем новых смыслов, творческих взлетов. А родится только какая-нибудь крыса-мутант или очередной поп с дорогими часами на руке, распевающий комсомольские песни. Но это не то, что нужно нашей стране.

За эту атмосферу совершенно точно несет ответственность наша власть.

Потому что в такой атмосфере народу трудно переживать те тяготы и невзгоды, которые выпадают на его и без того нелегкую жизнь в этот сложный из-за международной обстановки период. Когда Райкин говорил о цензуре, речь не шла о театре «Сатирикон». Не о том, что ему сказали из-за спектакля про мальчика-гея. Мальчиков-геев я не люблю, как и девочек-геев, и взрослых геев тоже. Но я уверен, что речь глобально идет о цензуре в нашем царстве-государстве. И эта цензура есть. И я приведу примеры, насколько она маниакально-кретинская. «Бандитский Петербург» весь изрезан. Из версии, которую показывают по телевизору, убрано все. Даже слова, которые не являются какими-то ненормативными. Вырезали какие-то бандитские прибаутки, голую Дроздову. Ну да Бог с ним – это же низкопробный сериал.

Но вот фильм «Батальоны просят огня», который был снят в цензурные советские годы, который прошел сито всех советских советов и прочее. Даже в этом фильме находят, что замазать и запикать. Когда Скляр дерется с власовцем на колокольне, запикивают слово «сука», которое в пылу боя произносит Скляр. Вы рехнулись совсем? Вы хотите быть святее Папы Римского? Более нравственным, чем ЦК КПСС с тогдашним комитетом Госбезопасности, в котором служил наш президент? Цензурировать «Батальоны просят огня» – это, во-первых, надругательство, во-вторых, нарушение авторских прав. И дикое ханжество и лицемерие. А ханжество и лицемерие – это более безнравственно, чем слово «сука» произнести. Французская комедия «Четыре мушкетера», на которую я ребенком ходил в кинотеатр у себя на Охте. Фильм не был «детям до 16». Там речь про слуг мушкетеров. Все основные подвиги совершают на самом деле слуги.

В момент дуэли между мушкетерами и гвардейцами кардинала слуги придумали дистанционно ножницами срезать с гвардейцев штаны. И вот эти штаны падают, и там – голая мужская задница. Недавно по какому-то каналу смотрю – ностальгия возникает, детство вспоминаю. Как только падают штаны – они замыливают эти задницы. Размывают. Понимаете? Советские чиновники от кинопроката не додумались до этого. Анжелика – маркиза ангелов не может показать свою восхитительную грудь. Потому что неприлично и, очевидно, угрожает моральному здоровью нации. Наконец, посмотрите, какое скотство идет по центральным каналам. Они настолько трусливы, что даже там, где речь идет о современности, нет никакой привязки к этой современности. Герои на кухне не говорят ни про Путина, ни про Медведева, ни про патриарха, Украину, Сирию или Крым. Они живут в каком-то самокастрированном мире. Как будто это какая-то другая Россия, колония на Марсе.

Это от трусости.

Как же мы будем художественным образом осмысливать современность. Ведь это всегда предполагает критический взгляд. Это очень важный момент. Художественными приемами через книги, сериалы, другие виды искусства нация разговаривает сама с собой. Задает себе сложные, неприятные вопросы и пытается нащупать какие-то правильные смыслы, сублимировать какие-то идеи и вызовы. Если народ этого не получает, с народом нет диалога, возникает вопрос – почему нет? Потому что это скользкая и опасная тема. Райкин высказался – и что тут началось! Повылезали со всех сторон. Какой-то байкер безумный. По которому не понятно, умеет ли он вообще читать и писать. Хотя байкеры всегда – оппозиция и анархия. Если ты в кожанке и весь такой неформальный, что ж ты все время у власти трешься? Вот эта густопсовая атмосфера, которая сложилась – прямая ответственность власти. А здоровая творческая атмосфера нужна, чтобы можно было говорить про актуальное и сложное. Потому что только так можно двигаться дальше.

На этой неделе многие цитировали ответы Путина на вопросы на Валдайском форуме. Слабее всего наш президент выглядел, когда Николай Злобин, которого я не люблю, задал очень дельный вопрос – что такое национальные интересы России. От них ведь очень близко до национальных смыслов, национальной идеи. И Путин отшутился. Мол, что русскому человеку хорошо – то и есть наши национальные интересы. Это такой ответ веселого двоечника, который не знает, что сказать на экзамене. Надеется, что пройдет. Не пройдет. Потому что это вопрос вопросов. Национальная идея – это осознание того, кто мы сейчас и куда мы должны двигаться. И что мы будем там делать. Это план, это наша миссия. Мы хотим отстоять суверенность нашей страны. Отстояли. И что? Жить-поживать и бока наедать? Не пойдет. У нас должен быть смысл нашего существования.

И когда Пескову говорят журналисты: «а не встретиться ли президенту с нашими деятелями культуры», а Песков отвечает: «вы думаете, у Путина так много времени?» – это тоже глобальная ошибка Владимира Владимировича. В своих посланиях, прямых линиях он либо вообще не говорит о культуре, либо говорит очень коротко. В тактике все хорошо, а стратегия мутна и непонятна. Национальная стратегия, которая выражает наши интересы, должна быть сформулирована. Но формулируется она не чиновниками и не генералами. Она нащупывается художниками. Потому что они, перерабатывая действительность, могут натолкнуться на формулу, которая важна, нужна и откроет какие-то перспективы. Но эти перспективы могут возникнуть только в том случае, если на это есть запрос.

У нас дикие проблемы в сфере кинематографа. У нас дикая проблема с литературой. Литературы про сегодняшний день просто нет. Важного, значительного, прорывного, чем бы мы могли гордиться в мире, чтобы все кидались переводить – нет. У нас дикие проблемы с телевизионным форматом. А что значительного происходит в живописи? В скульптуре? В архитектуре? Я не поклонник всего этого нового искусства. Но у нас спектакль становится событием, только если его запрещают. Где у нас новая «Юнона и Авось»? Где новый «Гамлет»? Мы привыкли гордиться своей музыкальной культурой. У нас сотни человек состоят в союзе композиторов. Кто вспомнит хотя бы 15 фамилий? Все потому, что у нас атмосфера совершенно затхлая. И наши власти не желают обращать на это внимание.

За атмосферу в стране отвечает много кто. Отдельная ответственность лежит на СМИ и культуре. Потому что они выдают определенные тренды, художественные и псевдохудожественные. Определенная поляризованность СМИ – это проблема. В дефиците нейтральные СМИ, которые пытаются разобраться в теме, а не отстаивать свою позицию. Что касается сферы культуры. Я не знаю, о каком чиновнике говорил в своем выступлении Райкин. Но когда министром культуры назначали господина Мединского, уже было понятно отношение власти. Нашему президенту удобнее со спортсменами – они не подведут. Сколько в Госдуме спортсменов – а сыщите хоть одного писателя, композитора или философа.

Культурой в стране должен руководить человек, который что-то выдающееся в этой сфере сделал и имеет право говорить. Либо он может быть не из этой сферы, но настолько гениальный менеджер, что при нем заколосится рожь, а спектакли будут такие, что весь мир сойдет с ума. Культура по остаточному принципу – это непонимание важности ситуации. И в этом нет злого умысла. Есть некомпетентность. А некомпетентные люди – цепкие, как пауки. И не только в нашей стране.
 

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
solarisvip
Oct. 30th, 2016 06:04 pm (UTC)
Ну и где твои ЦУНАМИ в октябре? БРЕХУН!
(no subject) - pavel_sviridov - Oct. 30th, 2016 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - solarisvip - Oct. 30th, 2016 06:24 pm (UTC) - Expand
samoilovigor
Oct. 30th, 2016 03:34 pm (UTC)
Дело не в этом. Не в цензуре и не в политике.
Дело в том, что все эти (без иронии) уважаемые артисты прекрасно себя чувствовали лет 20- 25 подряд. Иногда что-то гавкали на власть, а потом выстраивались в очередь (дружною толпой) за бюджетное бабло.
Отсюда и неприятие. Я знаю, кто такой вован и его клика. И не из интернета знаю. Но "Райкин - Плаза" - это исскуство такое? Слуга двух господ...
Ирония судьбы по-ходу.
vivavivacce
Oct. 30th, 2016 03:52 pm (UTC)
Вы совершенно правы. Присоединяюсь.
(no subject) - samoilovigor - Oct. 30th, 2016 04:19 pm (UTC) - Expand
plan_pu
Oct. 30th, 2016 04:12 pm (UTC)
Херург отвратителен, но Райкин ещё больше
...государственное финансирование «Сатирикона», в последние три года постоянно увеличивалось. В 2015 г. оно составляло около 191 млн руб., в 2016 г. — 235 млн руб. По словам чиновника, эта сумма вдвое больше той, которая тратится на аналогичные московские театры. В то же время у «Сатирикона» худший показатель наполняемости среди федеральных театров: на протяжении последних двух лет он был на уровне 50–51%.
https://politics.dirty.ru/ocherednaia-pobeda-sovestlivosti-nad-mordorom-1219173/


Все эти райкины и константиновы чудесно жировали на обломках Союза ничуть не печалясь о судьбе миллионов соотечественников, кормили обывателя тухлятиной "бандитского петербурга" и были совершенно счастливы. Теперь херург чуть придавил им тезтикулы и сразу - Караул! Наступает конец света!
Re: - plan_pu - Oct. 31st, 2016 06:28 pm (UTC) - Expand
vivavivacce
Oct. 30th, 2016 04:15 pm (UTC)
Проблема в том, что сам Константинов лукавит. Он в первых рядах приложил свою руку к тому, чтобы все постсоветское время на наших телеэкранах был разгул бандитского Петербурга и прочей чернухи. Видимо, изрядно заработвав на этом. Возможно, то, что он когда-то делал, было чуть более талантливее того, что клепают в киноцехах сегодня. Но не более. Так что не ему судить о цензуре и жаловаться на "замыливание" причинных мест. Он в том числе участвовал, вместе с тем же Райкиным мл. в создании той самой затхлой и прочие эпитеты атмосферы И обвинять власть в отсутствии прорывных произведений и талантливых творцов по крайней мере, нахально. Ему ведь никто не мешал выливать на наши головы и мозги всю эту бандитскую гадость. Которая совершенно точно отражала то время - я знаю, я с тех самых пор в Питере. Андрей Фурсов, которого я очень уважаю и считаю одним из наиболее здравомыслящих историков-политологов нашего времени, совершенно справедливо заметил как-то : "Они всё позднесоветское время кричали, что их душит цензура. Ну, вот, теперь цензуры нет. И что - они ведь нифига не создали гениального. Кто им мешал, спрашивается?" (цитата приблизительная, но "нифига" сохранено).

Добавлю еще, что в самый ужасный период, когда Константинов "творил" своих бандитов, Тимур Бекмамбетов создавал свои гениальные клипы для банка Империал. Которые получили множество наград. В плане эстетики, идеи, национального духа (помните Суворова с его утренней звездой?) его короткие посылы во Вселенную не имеют себе равных пока. В условиях бесцензурщины, благодаря которой мы все оказались отлучены от Высокого Искусства, потому что отказались довольствоваться дешевыми нездоровыми суррогатами, у Бекмамбетова (о чудо!) вдруг сработал внутренний Цензор.

Знаете, в нормальной здравой жизни никто не даст подростку в период крутого пубертата абсолютной свободы. Думаю, Вы, Павел, будете вполне искренне ограничивать в разумных пределах активность собственного ребенка. Из соображения его безопасности. Так вот, цензура - это те же самые ограничения, которые само общество - а мы уже видим его бурную реакцию на крик души Райкина мл. - налагает на своих пубертатных подростков. У которых разрушительный потенциал просто зашкаливает. Вот и все.

Другой вопрос,- и тут в чем-то Константинов прав - каково качество этой цензуры. Но это уже следующая тема, следующий этап осмысления этой проблемы.

Из того, с чем я определенно согласна с Константиновым, это его мысли по поводу менеджера от культуры. Во всяком случае, Медынский - это отрыжка того времени, в котором ваял своих бандюков сам Константинов. Для меня маркером является в том числе отношение к Международному Центру Рерихов. Медынский с Аристарховым его откровенно травят и гнобят. Люди за этим узревают колнфликт цивилизаций...
pavel_sviridov
Oct. 30th, 2016 04:29 pm (UTC)

Райкин вам не нравится, Константинов тоже. А если эти же слова скажет великий актер и руководитель театра наций Евгений Миронов вы согласитесь?

vivavivacce
Oct. 30th, 2016 05:25 pm (UTC)
Павел, Евгений - Великий Актер, пожалуй, единственный удивительно сохранивший себя и не загубивший свой великолепный Талант после развала Союза. Во-первых, его публичных высказываний в духе Райкина мл. в сети нет. Единственная информация - о том, что он поставил подпись под обращением деятелей культуры по поводу "Тангейзера" Новосибирского театра. Все. Но ведь дело даже не в этом. Евгений никогда не опускался до откровенной порнографии и уродства. Его талант - по-настоящему Красив и Прекрасен. То, что он создает на сцене, напоминает мне полотна Дали: порой совершенно безумно, но боже мой, как Красиво!. И это работает на облагораживание Духа смотрящего и проникающегося таким Искусством.

В том, что делает Райкин, Кулябин, Мильграм (особенно) ни Красоты, ни облагораживающей силы Духа и близко нет. Они убеждают зрителя в том, что он а) физиологическое животное, быдло, б) Душа его - пфуй, в) все его воспитанные его родителями и бабушками-дедушками представления о Красоте и Культуре - бред ну и так далее. Они планомерно вполне (возможно и неосознанно, во что я не верю, потому как все эти и им подобные деятели - не русские) заменяют Смыслы и Понятия. Когда наивный зритель приходит на Евгения Онегина и после открытия занавеса вдруг видит прямо перед собой двоих голых, лежащих в кровати на пустой сцене - как Вы полагаете, что он должен ощущать? Восторг от такой "жизненности"? Как сказал Э.Рязанов устами Любови Прокофьевны в Служебном Романе, "цирка мне хватает и в жизни". То, что делают вышеперечисленные с Искусством - непростительно и более того, преступно. Потому что Хомо Сапиенс Сапиенс придумал Искусство не для самогнобенья, но для облагораживания своей жизни. Маленький такой секрет.

Более того, они ведь не останавливаются на достигнутом. Они очень опасно нарушают границы, установленные (как властью, так и народным сознанием) в обществе. И все было бы прекрасно и замечательно и народ бы искренне поддерживал эти "новаторства" и "новые видения", и "новые прочтения". Если бы интуитивно, на уровне мозжечка, не чувствовал бы опасность таких "экспериментов". Для душевного, нравственного и интеллектуального здоровья себя и своих детей.

Кстати, Вы слушали-читали Ольгу Четверикову? Рекомендую. Она весьма "в танке", по Вашему же выражению. И изнутри анатомирует все эти тенденции в образовании, культуре и религии.

vivavivacce
Oct. 30th, 2016 05:31 pm (UTC)
К слову об икусстве от Райкиных-Кулябиных-Мильграмов: про Тима Кука пост http://pikabu.ru/search.php?q=%F2%E8%EC%E0+%EA%F3%EA&x=0&y=0
pavel_sviridov
Oct. 30th, 2016 05:36 pm (UTC)
Четверикову слушал. Блевотина.
vivavivacce
Oct. 30th, 2016 05:47 pm (UTC)
Вы, Павел (или тот, кто Вас заменяет), похоже, тупо троллите. Жаль. А я-то здесь мысью по древу... Мдя.
(no subject) - pavel_sviridov - Oct. 30th, 2016 05:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vivavivacce - Oct. 30th, 2016 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Anunah UFO - Oct. 31st, 2016 04:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - vivavivacce - Oct. 30th, 2016 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_sviridov - Oct. 30th, 2016 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vivavivacce - Oct. 30th, 2016 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vivavivacce - Oct. 30th, 2016 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_sviridov - Oct. 30th, 2016 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vivavivacce - Oct. 30th, 2016 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pavel_sviridov - Oct. 30th, 2016 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vivavivacce - Oct. 30th, 2016 10:37 pm (UTC) - Expand
Anunah UFO
Oct. 31st, 2016 04:37 am (UTC)
Быдло хотело Сталина - быдло получит ГУЛАГ 💀 Причем и власть и оппозиция из одной миквы 🔯

Edited at 2016-10-31 04:44 am (UTC)
pavel_sviridov
Oct. 31st, 2016 05:14 am (UTC)
Ну, вот. Не видели, а я старался полчаса в прямом эфире.
Александр Коробанов
Oct. 31st, 2016 02:47 pm (UTC)
Позиция Павла Владимировича понятна и близка. Но он почему-то не развивает эту позицию дальше в более широком её понимании. Вот Райкин, Миронов выступили с критикой цензуры. Что есть цензура ? Один из элементов власти. И вот началось обсуждение ни о чём. Хороший ли , правильный ли на самом деле Райкин и его искусство. И хороша ли цензура. Потерялась главная мысль обсуждения. Неважно, что извергает из себя Райкин - благо или дерьмо. Важен сам факт отношения к этому властных структур и вообще сам факт их существования. Никто ничего никому не должен запрещать. Пусть Райкин высерает из себя что хочет, любые самые омерзительные спектакли. И не надо ему этого запрещать делать. Просто люди, посмотрев один раз, другой раз не пойдут. Самый главный цензор - он внутри каждого. Исходя из вышеизоженного и развивая эту мысль дальше, приходим к пониманию абсурдности вообще ментов, прокуроров, судей. Они не нужны. Ну захотел ты кого-то убить, ну и убей. Только знать надо , что существует Тонкий План, который всё видит и накажет за содеянное. Система не заинтересована обучать людей этому. Ей выгодно иметь высокооплачиваемую армию цензоров, ментов, пентов , прокуроров, судей и прочей абсолютно ненужной гвардии паразитирующих элементов.
livej78
Nov. 1st, 2016 05:01 pm (UTC)
Костик - зажравшаяся обнаглевшая бездарность
не денег ему, а пинка под жадную задницу
( 43 comments — Leave a comment )